Земля - центр и ось вращения Вселенной. Геоцентризм или гелиоцентризм?

Библия абсолютно однозначно подтверждает то, что мы ежедневно воспринимаем своими органами чувств: Земля стоит неподвижно, пока Солнце и другие светила вращаются вокруг нашей планеты.
"После физики Ньютона говорить (прим.: отстаивать с т.з. науки) о том , что на самом деле вокруг чего "вращается" - это просто бессмыслица. Тут вопрос несколько другого плана - вопрос мировоззренческого приоритета. Научное мировоззрение всячески постулирует "антигеоцентризм". Это не гелиоцентризм (прим.: известный как теория Коперника), не галактикоцентризм, а именно антигеоцентризм - и именно в пику Откровения. Раз Откровение сказало - что Земля - центр и основа мироздания, значит надо все извратить. Причем это очередное свидетельство шизофреничности научного мировоззрения. Ни один астроном и астрофизик никогда ничего не считает не только в "галактических", но даже в "солнечных" координатах. Все расчеты геоцентричны ( да еще и в юлианском календаре)" (с)
Земля стоит неподвижно, пока Солнце и другие светила вращаются вокруг нашей планеты
Библия абсолютно однозначно подтверждает то, что мы ежедневно воспринимаем своими органами чувств: Земля стоит неподвижно, пока Солнце и другие светила вращаются вокруг нашей планеты. Святые отцы, ссылаясь на священное Писание, раскрывали это свидетельство Откровения, рассказывая о том, что открыл Бог о космосе и нашем в нем месте. Но Коперник предложил свою модель Вселенной, в пику той, которая считалась непререкаемой частью христианского учения. Раз Откровение сообщает, что Земля — центр и основа мироздания, значит, надо все извратить, несмотря на то, что геоцентрические модели проще для вычислений и нагляднее. И действительно, принимая гелиоцентризм на веру, мы противоречим не только Библии, но и собственным органам чувств, чему в свое время восхищался немецкий философ Ницше, объявивший «смерть Бога». Не даром православные епископы, точно так же как и католические, крайне негативно относились к теории Коперника, считая её лжеучением, а на протяжении долгого времени в Российской Империи было не только запрещено преподавание гелиоцентризма, как альтернативной космологической системы, но даже издание книг с упоминанием об этом учении. Единственная причиной того, что Церковь запрещала учение Коперника было несоответствие этой теории православному представлению о устройстве Вселенной.
Сциентизм, слепое преклонение перед любой ложью, обернутую в научную упаковку, невозможность мыслить критически, отделять эмпирическую науку от квазинауки
Я убежден, что эта тема крайне важна сегодня. Она обличает один из самых страшных пороков современного человека – сциентизм, слепое преклонение перед любой ложью, обернутую в научную упаковку, невозможность мыслить критически, отделять эмпирическую науку от квазинауки. Люди перестали признавать Откровение Бога как абсолютный источник истинных знаний о Вселенной. Современный человек считает, что если что-то, из того, что повсеместно принято и входит в систему общественного образования начинает противоречить учению Церкви, то тем хуже для Церкви. Самое удивительное, что человек, который перестал верить Богу, настолько аксиоматично воспринимает навязанную себе гелиоцентрическую систему, что не понимает очевидного — после физики Ньютона научно отстаивать что «на самом деле» вокруг чего вращается просто невозможно, ведь без Божественного Откровения никто не может ответить на вопрос о центре Вселенной. Здесь вопрос несколько другого плана — вопрос мировоззренческого приоритета. Какой источник знания для нас авторитетнее: Библия или актуальные на ближайшие несколько лет модели мироустройства, которые предлагаются нам под маркой «науки». И, что интересно, все астрономы или астрофизики практически всегда, почему-то, производят вычисления именно в «геоцентричных» координатах, а не в «солнечных» или «галактических».
Геоцентризм имеет и безусловное нравственное приложение. Среди светских людей распространено мнение, что если Земля не центр мироздания, а лишь точка затерянная на окраине Вселенной, то если даже предположить, что Бог есть, ему нет дела до столь ничтожных вещей, как нравственная жизнь человека и его моральный выбор.
По сути геоцентризм — это явное свидетельство антропоцентризма творения, помогающее человеку осознать теоцентризм — как единственную возможную мировоззренческую систему
На мой взгляд, деизм, учение о том, что Создатель забыл созданный им мир и гелиоцентризм глубоко связаны между собой, и первое было бы невозможно без второго. Не даром атеистические площадки имеют традиционный для своей пропаганды сюжет, который трансформировался в десятки подобных по смыслу текстов, изображений и демотиваторов. Сперва зрителю показывается модель современной космологии, демонстрирующая, что планета Земля лишь микроскопическая точка на окраине огромной Вселенной, состоящий из мириад галактик и звезд, а после перед зрителем ставится вопрос – неужели, создавшему всю эту бескрайнюю вселенскую громаду Высшему Существу есть дело до этики чьей-то половой жизни? Стоит признать, что эта логика имеет право на существование, ведь мысль о том, чтобы наша жизнь не интересна Богу может стать прямым следствием осознания своей ничтожности перед космическими громадами, которые являют собой физический центр мироздания.

С другой стороны, когда человек принимает геоцентрическое мировоззрение, он осознает, что вся Вселенная существует ради того бесконечно важного выбора, который он делает на протяжении своей жизни, и важнее этого выбора в этом смертном мире ничего нет. Это сознание глубоко коренится в христианской антропологии, ведь в отличие от античных философов, святые отцы учили, что человек — это макрокосмос, погруженный в микрокосмос, так как Вселенная падет под тяжестью тления, а человек войдет в вечное бытие. По сути геоцентризм — это явное свидетельство антропоцентризма творения, помогающее человеку осознать теоцентризм — как единственную возможную мировоззренческую систему. При таком мировоззрении, психологически, куда сложнее будет спрятаться от осознания того, что Бог внимательно наблюдает за каждым движением нашего сердца, что каждый из нас бесконечно ценен в Его глазах. То есть мы говорим не просто об отвлеченном космологическом вопросе, который лишь подтверждает нашу веру авторитету Священного Предания, как например вопрос о воде находящейся над твердью, речь идет о важном мировоззренческом аспекте, который показывает высочайшую роль человека в замысле Бога и наглядно олицетворяет вложенный в тварный мир логос: «Небеса проповедуют славу Божию, о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу…» (Пс. 18:2—5). Не даром именно с отвержения геоцентризма секулярный мир начал свое наступление на Церковь, в итоге придя к тому, что наш мир не имеет Разумного Замысла в своей основе и является — не более чем результатом случайных хаотичных процессов.
Ссылки:
В первую очередь рассмотрим, что написано про геоцентризм в Библии, главном источнике Божественного Откровения. В ней не только нигде нет указаний на какое-либо движение или вращение Земли, но напротив – Библия утверждает совершенно иную космологию, а именно: Земля неподвижно стоит на месте, являясь центром Вселенной, тогда как о Солнце и звездах часто говорится как о движущихся и вращающихся вокруг Земли небесных телах.
О движении Солнца вокруг Земли говорят пророки
«И Иосифови рече: от благословения Господня земля его, от красот небесных и росы, и от бездн источников низу, и во время плодов солнечных обращений, и от схождений месячных» (Втор.33:13-14)

«Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?»» (Нав.10:12-13)

«По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» (Пс.18:5-7)
О движении Солнца вокруг Земли говорят пророки
«Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует» (Иов.31:26)

«Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Еккл.1:5)

«Быстро в своем течении солнце, ибо оно в один день обходит круг неба и опять возвращается на свое место» (2Ездр.4:34)

«Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» (Пс. 103:5)
«Ты поставил землю и она стоит» (Пс. 118:88)

При этом, везде, где в Писании говорится о каком-либо колебании или сотрясении земли, то имеются ввиду явления чрезвычайные, катастрофические (Иов. 9:6; Пс. 76:19; 81:5; Сир. 16:18-19; 2 Цар. 22:8; Агг. 2:7; Иоил. 2:10; Авв. 3:6 и проч.)
Святые отцы о геоцентризме
Григорий Палама: «Вокруг неподвижной земли, как бы около неподвижного центра, Он расположил высочайшим кругом вечно движущееся небо, премудро соединив землю и небо средними [областями], чтобы тот же самый мир пребывал одновременно и в покое, и в движении» [Сто пятьдесят глав. ч.1. п.22.]

Григорий Нисский: «Солнце совершает течение свое, попеременно производя то свет, то тьму, освещая над нами воздух, когда показывается над землею, и навлекая тьму своим захождением, Земля же стоит (Еккл. 1, 4), и в стоянии своем пребывает неподвижною, и что стало, то не приходит в движение, и что пришло в движение, то не останавливается. (… ) Как совершается течение солнца, говорит Екклезиаст, солнце, восходя над верхнею частию земли, проходит южными странами, а под землею идет противоположною северною частию; и, таким образом всегда круговращаясь, обходит свой путь, и снова идет, возвращаясь на оный (ибо сказано: обходит окрест) » [Точное истолкование Екклезиаста Соломонова. Беседа 1. Гл. 1. ст.1-11]

Иоанн Дамаскин: «Некоторые утверждают, что земля шарообразна, другие же признают ее конусообразной. Но она меньше, даже несравненно меньше неба, являясь как бы некоторой точкой, висящей в центре небесной сферы» [Точное изложение православной веры. Глава X. О земле и о том, что из нее.]

Иоанн Златоуст: «Его-то (Солнца) красоту изображая, блаженный пророк говорит: и оно, как жених, исходящий из чертога своего, радуется, как исполин, бежит путь свой. От края небес исход его, и спуск его до края небес (Пс. 18:6, 7). Видишь, как Давид изобразил и красоту и быстроту движения Солнца? Словами: от края небес исход его, и спуск его до края небес Давид показал нам, как Солнце мгновенно обтекает всю вселенную и от края до края разливает лучи свои». [Творения Иоанна Златоуста. Т. 4. Кн. 1, стр. 44.]

«Так ведь и помешанные думают, что ничто на своем месте не стоит; но это происходит не в предметах видимых, а в воспринимающих их глазах. Они сами стоят нетвердо и страдают головокружением, потому и думают, что земля вертится вокруг них, между тем как она не вертится, а стоит твердо; такая безумная мысль происходит от их собственной порчи, а не от порчи внешнего мира» [Толкование на Первое послание к Титу, глава 3]
Григорий Богослов: «Но чем первоначально приведено Солнце в движение? Чем непрестанно движется и круговращается оно – неизменное в своём законе, в подлинном смысле неподвижное (т. е. со своих путей), неутомимое, живоносное и, как справедливо воспевают стихотворцы, живородящее, никогда не прекращающее ни течения, ни благодеяний своих?» [Творения Григория Богослова. Т. 1. СПб, стр. 411. 2-е слово о богословии]

Василий Великий: «Солнечный же год есть возвращение солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак».
«Но мы видим, что великая премудрость Правителя вселенной переводит солнце из одного места в другое, чтобы оно, оставаясь всегда в одном месте, не расстраивало порядка избытком теплоты. Напротив того, во время зимнего поворота, уводит солнце в южную часть неба, потом перемещает в равноденственные знаки, и оттуда, во время летнего поворота, ведет на север, так что чрез постепенное перехождение солнца соблюдается на земной окружности благорастворение». [Творения Василия Великого. Т. 1. СПб. 1911]

Афанасий Великий: «Ибо мановением и силами начальственного и владычественного во вселенной Божьего и Отчего Слова вращается небо, движутся звезды, является солнце,круговращается луна, освещается солнцем воздух, согревается эфир, дуют ветры, горы возносят вершины свои в высоту, море волнуется и питает в себе живые твари, земля, пребывая неподвижною, приносит плоды, человек образуется, живет и потом умирает; одним словом, все одушевляется и движется, огонь горит, вода прохлаждает, источники струятся, реки наводняются, годы и времена года протекают, падают дожди, скопляются облака, идет град, отвердевают снег и лед, летают птицы, пресмыкаются гады, плавают живущие в водах, море носит на себе корабли, земля засевается, и в определенное время покрывается зеленью, произращает дерева, иное обновляется, иное зреет, иное же, достигнув совершенного возраста, стареет и умирает, одно исчезает, другое родится и появляется».

«Ибо, взирая на небесный круг, на течение солнца и луны, на положения и круговращения прочих звезд, совершающиеся различно и по противоположным направлениям, впрочем так, что при всем разнообразии соблюдается звездами одинаковый порядок, — кто не придет к той мысли, что не сами себя привели они в устройство, но есть иной приводящий их в устройство Творец? И взирая на восходящее ежедневно солнце, на луну, являющуюся ночью, по неизменному закону, совершенно в равное число дней, убывающую и возрастающую, также на звезды, из которых одни блуждают и разнообразно изменяют свое течение, а другие движутся в неуклонном направлении, — кто не составит себе такого понятия, что, без сомнения, есть правящий ими Создатель?»
«Солнце обращается вместе со всем небом, и в нем заключается, вне же небесного кругообращения не могло бы и существовать». [Слово на язычников, Афанасий Великий]
Августин Иппонийский: «Два светила, большее и меньшее, принадлежат к числу блуждающих… Каждое из блуждающих светил имеет свою собственную окружность, или круговращение».

«Или же не установил-ли тогда Бог разделения между днем и ночью другого рода, т.е. между формою, которую Он напечатлевал на безформенной материи, и между безформенною материей, которая еще подлежала образованию и форме; между тем, иное дело тот день и та ночь, смена которых замечается нами вследствие вращения неба и не может происходить иначе, как только с восходом и закатом солнца?»
«О каких временах говорит он, на это он указывает также и прибавлением выражения: и во дни, и в лета, так что дни происходят вследствие вращения неподвижных звезд, а годы — известные нам тогда, когда солнце проходит свой звездный круг, менее же известные — когда каждое из движущихся светил проходит путь по своим окружностям».
«Ибо солнце проходит свой круг в течение года, а луна — в течение месяца, т. е. настолько, говорят, скорее, насколько они находятся ниже, так что месту их в пространстве соответствует продолжительность времени круговращения их». [Творения блаж. Августина. Ч. 7. Киев. 1912]

Беда Достопочтенный: «Мир – вселенная округлая, в виде абсолютной сферы, состоящая из неба, земли и четырех элементов: огня, которым светят звезды; воздуха, которым дышит всё живое; вод, которые держат землю, охватывая её и проникая внутрь; и самой земли, которая неподвижно висит в средней и низшей части мира, уравновешенная вращающейся вокруг неё вселенной»
«Фундаментом земле служит ее собственная устойчивость, и бездна окутывает ее как плащ. Ибо подобно тому, как место огня не может быть нигде, кроме как в огне, а место воды — только в воде и место духа — в духе, так и для земли, все части которой льнут друг к другу, не может быть иного места, кроме как в себе самой — сама природа удерживает ее там и не дает никуда упасть. Будучи расположена в центре, или на оси мира, земля — самая тяжелая [из элементов] занимает самое нижнее — срединное место среди всех творений, в то время как вода, воздух, огонь устремляются выше как по природной своей легкости. так и по положению» [Беда Достопочтенный. Книга о природе вещей. // Философия природы в античности и в средние века.]

Афинагор Афинский: «Создатель вселенной и Отец не имеет нужды ни в крови, ни в дыме, ни в благоухании цветов и курений, будучи Сам — совершеннейшее благоухание и не имея недостатка ни в чем внутри или вне. Но для Него самая большая жертва та, если мы знаем, Кто распростер и окружил небеса и, утвердил землю как центр, Кто собрал воду в моря и отделил свет от тьмы, Кто украсил эфир звездами и повелел земли производить всякие семена, Кто сотворил животных и создал человека. Если мы, признавая Бога Создателем, Который все содержит и наблюдает ведением и всеуправляющей мудростью, воздеваем к небу чистые руки, то какие еще нужны Ему жертвоприношения?» [Афинагор Афинянин Прошение о христианах, гл.26]

Феодорит Киррский: «Утвердив Землю на ней самой, Бог дал ей неподвижность, и таким образом будет она стоять, пока Ему это угодно» [Псалтырь с объяснением каждого стиха блаж. Феодорита, еп. Киррского. М. 1997]
Косма Этолийский: «Мир этот подобен яйцу. И как желток посреди яйца, так и Земля по воле Бога пребывает на своем месте во Вселенной. И как белок окружает желток, так и воздух – Землю. И как скорлупа – яйцо, так и небо окружает Землю. Солнце, луна и звезды словно приклеены к небу, которое вращается вместе с солнцем. Земля круглая, и там, где светит солнце, сейчас день. Ночь – не что иное, как тень земли. Сейчас у нас здесь вечер, но вечер не на всей земле – где-то полночь, где-то рассвет, где-то полдень – день наступает там, куда приходит солнце. Расстояние между землей и небом от места, где мы сейчас находимся, равно расстоянию от любой другой точки земли до неба. И люди живут как с этой стороны Земли, так и с другой. Поэтому Святые отцы постановили нам накануне Пасхи Христовой красить яйца и, глядя на них, помнить, что яйцо символизирует мир, а красный цвет Кровь Христову, пролитую Им на Кресте, освятившую весь мир» [Слова. — М.: Святая Гора, 2009. — 272 с., слово первое (1), c. 82]

Иоанн Экзарх: «Как это повелел Творец и изначально установил, так в таком порядке они (светила) движутся без остановки, так сказать, вместе с небесным сводом совершаякруговое движение, обходя и облетая с ним вокруг и создавая беспрестанное движение».
«Он дает ей вечную прочность, чтобы поддерживать ее со всех сторон и не давать ей вообще куда-либо двигаться, но сохранять ее неподвижной и никуда не отступать от первоначального положения, установленного Божьим повелением. Поэтому и пророк говорил: «Не поколеблется она во веки веков»».
«Два светила совершают свой круг, начав от одного знака и доходя до того же места. Мы видим, за сколько дней и за какой период времени, которые являются мерой времени и лет, великие светила заканчивают свой обход. Это ясно тем, кто хорошо знаком с астрономической наукой. Мы бы никогда не прилагали к церковному учению этого знания, если бы не видели, что оно хорошо подходит для понимания времени и лет, о чем изначально сказал Бог — Творец всего».
«Непостижимая и всемощная Премудрость Божья назначила и повелела солнцу совершать движение и переходить на столько мест! И когда оно доходит до экватора, то создает подобающее для хорошего климата разделение времени на дни и ночи, давая им, как братьям, равные части времени…. Оставив же все эти изменения, я рассказал только о том, что может особенно хорошо характеризовать власть Творца и показать чрезвычайное всемогущество единого Владыки и Того, Кто дал порядок всему, а именно, о том, что великие светильники, переходя с одного места на другое и снова возвращаясь по тому же пути, восходят во все годы».
«Посему лучше сказать, что она (Земля) подвешена посередине, т. к. по своей природе не качается и не наклоняется ни в какую сторону и не изменяет своего положения, посколькунаходится в центре… Поэтому и дает разъяснение и поучает, утверждая, пророк Давид, говоря: «Ибо в руке Его все концы земли» (Пс. 94:4). Поскольку каждый её конец не имеет опоры, но все концы земные в Его руке, т. е. сдерживаются всеохватывающей Его волей, с помощью которой Он дал бытие и создал всё, то становится ясным, что ни сверху, ни снизу, ни со стороны нет того, что Землю придерживает или подпирает, и со всех сторон она не поддерживается, лежит в середине всего и получает поддержку от всемощной воли Божьей, не наклоняясь никуда и вообще не двигаясь. Этому понятию учит нас слово сего пророка, которое говорит: «Основывает землю на тверди её: не наклонится в век века» (Пс. 103:5)». [Иоанн Экзарх. Шестоднев]

Исидор Севильский: «Небесная сфера – это предмет округлой формы, центром которого является Земля и все части которого находятся на одинаковом расстоянии» [Святитель Исидор Севильский «О Вселенной»]
И в самом деле, почему для нас столь актуален этот вопрос?
Дело в том, что с догматом геоцентризма непосредственно связана вера в божественное откровение. Или земля – центр сотворенной Богом Вселенной, который имеет уникальное значение в божественном промысле, или она – лишь малая частичка в бесконечном хаосе случайных, неконтролируемых эволюционных процессов и вымышленных инопланетных цивилизаций. Иными словами, геоцентризм – не только основа христианской космологии, но и главнейший противовес безбожию. Геоцентризм имеет не только научное, но и философское обоснование.
Иерей Даниил Сысоев
"Нет сомнения, что для святого Автора Библии, Земля-это центр Вселенной, и для Него вполне чужда современная "научная картина мира" с ее бесчисленными пространствами, не имеющими ни смысла, ни цели, ни причины, в которых человек теряется как капля в океане...
Могу сослаться на хорошие работы на эту тему Френсис Йейтс, "Джордано Бруно и герметическая традиция", "Розенкрейцерское просвещение" которые хорошо показывают корни новой науки. Совершенно ненаучные корни, заметим. Например, как Коперник объяснял то, почему он считает, что именно Земля вращается именно вокруг Солнца, а не наоборот. Потому, - говорил он, - что, как говорит Гермес Трисмегист, величайший из магов древности: "Солнце есть величайший из богов, живой образ Бога, вокруг которого, как перед троном своего отца пляшут дети - планеты". Простите - это научное объяснение? Нет, это чистая магия. Тут нет и следа научного обоснования И вот потом под эту оккультную парадигму начинают подбираться соответствующие факты. Голое научное познание не способно создать никакой картины без предварительной мировоззренческой системы (как это хорошо показал Томас Кун)" .
Иеромонах Серафим (Роуз)
"С точки зрения Библии и писаний св. Отцов земля как дом человека - вершины творения Божия, есть центр вселенной. Все прочее - несмотря на научное объяснение его нынешнего состояния и движения или на его огромные, по сравнению с землей, размеры - второстепенно, и было сотворено ради земли, то есть ради человека. Наш Бог обладает таким могуществом и величием, что у нас нет оснований сомневаться в том, что единым мгновенным проявлением Своей творческой мощи Он привел в бытие целую землю - для нас большую, но лишь пылинку для целой вселенной и что другим мгновенным действием Своей силы Он создал все необычайное множество звезд небесных. Он мог бы сделать неизмеримо больше этого, если бы захотел; в Богодухновенном тексте книги Бытия Он оставил нам простейший план того, что Он сделал, и нет нужды, чтобы этот рассказ согласовывался с нашими человеческими рассуждениями и догадками".
Made on
Tilda