О богохульной рок-опере "Иисус Христос - Суперзвезда"
«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?
Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1Ин.2:22)
Комментарий Дмитрия Энтео по поводу проведения в г.Ростове-на-Дону рок-оперы "Иисус Христос Суперзвезда".
К нам обратился православный христианин Ростовской Епархии с просьбой прокомментировать инициативу его собратьев во Христе пресечь попытку проведения на территории города Ростова кощунственной для миллионов христиан рок-оперы, а также поддержку такого запрета большинством простых священников и мирян Епархии.

Более всего, их озадачила, позиция некоторых представителей Церкви, которые отрицательно оценили их желания и действия, направленные на то, чтобы действуя в правовом поле, добиться отмены узаконенного глумления над нашими святынями в государственных учреждениях. Нам всем крайне необходимо сегодня помнить, что миром управляет Господь Бог, и благо как народа, так и отдельного индивида, зависит от того, соблюдается ли Закон Всевышнего. Наши богобоязненные предки, глубоко осознававшие суть явлений, начинали повествования о бедах, обрушивающихся на наше Отечество, со слов "по грехам нашим".

Для нас, православных христиан, до сих пор актуальны слова святителя Василия Великого: «болезни в городах и народах сухость в воздух бесплодие земли, и бедствия встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое зло такого рода посылается от Бога, чтоб предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов землетрясения, наводнения, гибель воинств кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли, или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями. Посему в собственном смысли зло, то есть, грех - это зло, наиболее достойное сего наименования, зависит от нашего произволения; потому что в нашей воле - или удержаться от порока, или быть порочным. А из прочих зол иные как подвиги, бывают нужны к показанию мужества, например Иову лишение детей, истребление всего богатства в одно мгновение времени и поражение гнойными струпами; а иные посылаются, как врачевство от грехов, например, Давиду домашний позор служит наказанием за беззаконное вожделение. И еще знаем страшные казни другого рода, насылаемые праведным судом Божиим, чтоб поползновенных на грех сделать целомудренными. Например, Дафан и Авирон были пожраны землею в разверстые под ними бездны и пропасти. Ибо здесь таковым родом наказания не сами они приводились к исправление (возможно ли это для сошедших во ад), но примером своим сделали целомудренными прочих. Так и Фараон потоплен был со всем войском. Так истреблены и прежние жители Палестины».

Мы знаем, что Бог наш суверенный Властелин Вселенной. Недаром «в исторических событиях – как радостных, так и горестных для народа Божьего, богодухновенные пророки видели действие Божьего промысла – Его заботы, Его спасения или Его грозного суда. Мысль, что что-либо может произойти вне Божьего владычества, отвергалась пророками как нелепая и нечестивая:
Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих. Но, когда попирают ногами своими всех узников земли, когда неправедно судят человека пред лицом Всевышнего, когда притесняют человека в деле его: разве не видит Господь? Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?
(Плач Иеремии 3:32-38) Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? (Амос 3:6).

Поэтому, совершенно очевидно, что Бог не только строго накажет наш народ, за то, что мы позволим, этот акт глумления над Тем, Кто держит нашего дыхание, но особенно Он спросит с нас, тех кому Он доверил Свое Откровение, так как мы не воспрепятствовали самому страшному преступлению во вселенной - попрания Имени Творца. Мы считаем своим долгом перед Господом, высказаться по поводу этой оперы и дать ей оценку, чтобы ни у кого не возникала желания, оправдывать это беззаконие. Печально слышать от некоторых верующих мнения, что хоть это произведение и является подлинным кощунством, оно помогло кому то прийти в Церковь, обратиться к Первоисточнику. Это заявление недопустимо для православного христианина, как и любая другая попытка оправдания явного зла, ведь по слову прп. Симеона Нового Богослова, добро сделанное по средствам зла, является злом. Мы знаем, что Бог Промыслитель, и даже зло Он направляет ко благу, но это ни разу не оправдывает зло. Подобное порочное мышление в итоге, неминуемо, приводит к злодейству. Чтобы было более понятно о чем идет речь, приведем цитаты из либерето актрисы играющую роль св.Марии:

«Дай тебя утешить и позволь помазать
Миром горячий лоб, и ты поймёшь –
Всё хорошо, да, всё хорошо.
Благовонный тотчас поток
Охладит жар усталых ног.
Так усни, ты усни
И расслабься хоть в эту ты ночь.
Как мне любить, не знаю,
Чем же мне его тронуть?»

«Человек, он – человек.
Сколько было у меня мужчин,
И вот теперь возник ещё один.
Дать ему страдать, плакать и кричать,
О любви своей миру рассказать?»

«Я словно всё забыла, как других я любила.
Всё не так! С ним всё не так!
Я не знаю, как сделать первый шаг
И что ему сказать.
Я сделалась другою, не пойму, что со мною!
Говорю, ты не в себе!
Разве мало было у тебя таких, как он, мужчин?
Ещё один!
Я бешусь с тоски, я хочу понять,
Как ему внушить, чем его пронять?
Вот до чего я дожила! Хороши дела!
Разве это не забавно, а уж мне и подавно!
Никогда я не была
Из тех дурёх, кого врасплох захватывает страсть.
Ну и напасть!
Вот до чего я дожила! Хороши дела!
Я ждать его не смею – и дрожу, и немею.
А вдруг, и он, как я, влюблён.
Опять беда! Как быть тогда? Не знаю ничего!
Я жду его. Хочу его. Люблю его...»

Нам кажется, что текст говорит сам за себя. Можно также посмотреть на антипроповедь актера играющего роль Христа:

«Пойте хвалу, но не одному! Славьте не меня – себя самих! Любой из вас блажен, любой достоин Царства»

«И для чего я должен жизнь отдать? Для чего я должен жизнь отдать? Я должен знать, я должен знать, Господь, Должен знать, я должен знать, Господь, За что умру. Что за польза миру, если буду я убит? Пусть твой всемогущий ум мне это объяснит! Почему ты хочешь смерти сыну твоему? Ты нас учишь, как и что, ответь же, почему? За что умру? За что я умру?»

«Я на земле лишь истину искал»

И это произведение может привести к Христианству???
Как Православные реагировали на эту рок-оперу ранее:

В 2009 году в Пскове запретили гастрольный показ рок-оперы "Иисус Христос - Суперзвезда", который должен был состояться 5 мая в Театре драмы. Формально по техническим причинам. Однако, и руководство питерского театра [1], и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви [5] выразили уверенность в том, что смена представления произошла по настоянию местных властей, которые действовали по просьбе руководства Псковской Епархии.

В начале 2012 года в Минске, Могилеве и Гомеле была отменена рок-опера по требованию местных жителей и местных церковных властей.[2]

Так 13 февраля, Гомельская Епархия Белорусской Православной Церкви (Белорусский Экзархат Московского Патриархата) направила письма в Гомельский облисполком и горисполком, а также в управление культуры Гомельского облисполкома с просьбой отменить показ в Гомеле рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Как сообщили в Гомельском епархиальном управлении, под обращениями подписались [ныне почивший о Господе] Высокопреосвященнейший Аристарх, Архиепископ Гомельский и Жлобинский и священнослужители Епархии.[3]

Также против показа выступили и православные Бреста. Как сообщалось на официальном сайте Епархии: "Брестская епархия в лице своего Правящего архиерея с самого начала выражала и выражает обеспокоенность в связи с постановкой в Бресте рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда». Об отмене данной постановки ведутся переговоры с Брестским Облисполкомом.

Уже само название данной оперы может вызвать возмущения у верующих. Вместе с этим датой проведения данной постановки назначена Первая седмица Великого поста, когда Церковь призывает каждого человека воздержаться от различных культурно-развлекательных мероприятий...

Брестская епархия призывает всех верных чад Святой Матери-Церкви воздержаться от просмотра этой неоднозначной и сомнительной постановки, так как она является вольной трактовкой Священного Писания, и не несет никакого миссионерства и Катехизации" [4]


Как Православные оценивали эту рок-оперу ранее:

священник Дионисий Свечников, заведующий канцелярией Бакинского Епархиального Управления:

"- Как относиться к мюзиклу и фильму "Иисус Христос – суперзвезда?

- Относиться стоит отрицательно. Демонстрация постановки даже была запрещена властями в Пскове по настоянию епархиальных властей и в г. Новомосковске Тульской области по настоянию местного архимандрита Лавра" [5]


диакон Андрей Кураев, профессор МДА:

"Что касается конкретно рок-оперы "Иисус Христос – суперзвезда", то могу сказать одно – я рад, что она пришла к советской молодежи в те годы, когда та еще не знала английского языка. Поэтому многие из тех людей, которые полюбили это произведение, просто не знали, какие кощунственные тексты там звучат на фоне безусловно талантливой музыки." [6] "Либретто оперы и в самом деле, мягко говоря "а-догматическое""[7]


протоиерей Максим Козлов, профессор МД А, настоятель Патриаршего подворья — храма прп.Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве

"Прежде всего, я абсолютно убежден, что к христианству, к настоящему христианству, эта опера никого, или почти никого не привела. Или, по крайней мере, количество соблазненных и воспринявших из всего евангельского благовестия только мелодраму с совершенно здесь неуместной любовной историей было куда как больше.
...Неужели Вы думаете, что кто-либо, посмотревший и послушавший «Jesus Christ superstar», задумается о Христе, как о Боге? А не как о «хорошем парне Иисусе, друге хорошей девушки Марии Магдалины». И если какие-то обращения через эту оперу и побуждения людей в сторону христианства и были, то это не делает ее саму по себе лучше. В нашей стране немало людей обращались к христианству, почитав учебник по научному атеизму, и там найдя некоторые евангельские цитаты, иные обращались, за неимением лучшего, через чтение Толстого или Булгакова, но и это не делает их произведения более адекватными христианскому благовестию. Часто бывает по апостолу Павлу, — «идеже умножися грех, там и преизобилова благодать», но это не делает грех не грехом"[8].


священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:

"Написанное Тимом Райсом «по мотивам Евангелия» либретто рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» по духу, да и по букве достаточно далеко отстоит от канонического текста. Разве похожа реплика главного персонажа оперы: «наслаждайтесь каждым днем» на слова Спасителя: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34)? Иисус рок-оперы, почти идентичный Иисусу Сальвадора Дали, бесконечно далек от Богочеловека Иисуса Христа, облик Которого запечатлен в Евангелии.

Православная Церковь относится неодобрительно к любому искажению Евангелия. О недопустимости такого явления говорит само Священное Писание: «свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр.22, 18-19)" [9]


протоиерей Сергий Лепин, пресс-секретарь Минского Епархиального управления:

"— Что-нибудь известно о религиозных взглядах авторов оперы?

— «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека… Наша задача — рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает», — говорил автор либретто Тим Райс, который, однако, не позиционирует свое произведение как антихристианское: он считает свой текст в религиозном отношении совершенно нейтральным. «Наше отношение [к религии] нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным… Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически, но полагаю, оставляет этот вопрос открытым».

Позиция автора ясна. С точки зрения христианского мировоззрения она печальна...

— А в чем проблемы самой оперы? Почему многие находят в ней ересь и кощунство?

— Во-первых, как это уже было сказано, в опере Христос — «человек, только человек». Богочеловечество Христа не утверждается, хотя признается Его Богосыновство (если так можно понять уклончивый ответ Пилату). Говорится о смерти Христа, но не говорится о Его Воскресении...

Во-вторых… Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) делает предположение, что Евангельские события в «Мастере и Маргарите» излагаются сквозь призму взгляда Воланда. В принципе, изложение того же, но уже в рассматриваемой нами опере, может быть осознано нами как взгляд Иуды Искариота, который выступает здесь едва ли не как главный герой.

Иуда не верит в Божественность Иисуса. Он видит, что логика событий ведет к печальному концу, и задает вопрос «Зачем?» Он оспаривает каждое действие Христа и Его сподвижников. В любви Марии Магдалины он видит только похоть, в помазании Иисуса драгоценным миром — бессмысленную растрату, в готовности Христа умереть — неоправданно рискованную меру увеличения популярности, в бурно развивающихся событиях — Его неумение управлять ситуацией и т.д. Однажды он окончательно разочаровывается и решается предать Учителя — не из-за денег, а из-за «идеи»: Он, якобы, не тот, за кого Себя выдает. Подобная мысль не нова, собственно, и уже многократно высказывалась представителями либеральной критики (и не только). Автор также не оригинален тогда, когда размышляет над «обреченностью» Иуды на предательство: у предавшего неповинную кровь виноватым оказывается Христос, Который «знал все с самого начала» и использовал его в своих планах. Образ Иуды в опере — это образ очень сложного и умного человека. Автор делает всё, чтобы зритель не подумал, что Иуда предал Христа по глупости. Но, собственно, никто и не утверждает, что он был дураком. Иуда — «самый умный»? Ну, даже если! От этого его грех становится только больше.
...
В принципе, волей-неволей автор достаточно красноречиво показал, что вера в «исторического Иисуса» как «просто человека» представляет собой не что иное, как веру Иуды-предателя, ведущую не к вечной жизни, а к вечной погибели и целому вороху вопросов, оставшихся без ответа. Взгляды автора, его веру в этом произведении выражает Иуда Искариот" [10]


Осипов А.И., профессор МДА:

"...я пришел в ужас, какую карикатуру Христа нам предлагают! Какая насмешка над Евангельским словом!" [11]

Как Православная Церковь относится к театру:

Правила Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора)

Правило 24

Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен.

(Трул. 51, 62, 65; Лаод. 54; Карф. 15, 45, 63).

Правило 51

Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго.

(Трул. 24, 65, 66; Лаод. 54; Карф. 15).

постановление Арелатского Собора: «Актёры, коль скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от причастия»

св.прав.Иоанн Кронштадский:

"Театр также погашает веру и христианскую жизнь, научая рассеянности, лукавству (или умению жить в мире), смехотворству; он воспитывает ловких сынов века сего, но не сынов света. Театр – противник христианской жизни; он порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его"

прп.Варсонофий Оптинский:

"Театр развращающим образом действует на душу"

свт.Феофан Затворник:

"Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христиан"


О главном доводе в защиту рок-оперы:

Есть такой демагогический довод: "кто-то когда-то слушал рок-оперу, потом этот кто-то через какое-то время пришел в Церковь, поэтому рок-опера допустима"

Во-первых, нужно заметить, что приводит в Церковь и делает человека Христианином Сам Бог, а не богохульные рок-оперы.

Во-вторых, нет никаких доказательств того, что именно эта рок-опера, а не что-то другое, стала для кого-то решающим, поворотным моментом в желании узнать больше о Христианстве. У большинства людей происходит целый ряд событий прежде, чем он решиться стать Христианином или даже, просто, серьёзно поинтересоваться Христианством. Поэтому, даже, приписывание этой опере неких положительных результатов весьма сомнительно. Наоборот, профессор Московской Духовной Академии, протоиерей Максим Козлов считает, "что к христианству, к настоящему христианству, эта опера никого, или почти никого не привела"[8].

В-третьих, и самое главное, Бог может обращать и обращает зло сделанное человеком во благо. Но от этого зло не становится добром, не становится допустимым. Ненависть и зависть фарисеев, предательство Иуды Искариота, тщеславие и трусость Понтия Пилата послужили тому, что Господь Бог Иисус Христос принёс Себя в Жертву за нас, что мы были Искуплены Его Кровью, что мы примирились с Богом. Но из того не следует, что предательство Иуды есть доброе дело. Почти во все времена, результатом гонений на Церковь было появление мучеников, увеличение численности воцерквленных Христиан, всплеск духовной жизни Христиан. В итоге земная Церковь выходила из гонений более окрепшей, более здоровой. Но от этого, гонения не переставали быть величайшим грехом, величайшим злодеянием. От того, что Господь может оборачивать зло к тому, чтобы человек заинтересовался Христианством (например через просмотр богохульной оперы), зло - не становится нормальным явлением.


Выводы:

  • Рок-опера богохульна и кощунственна с точки зрения Православной веры.
  • Богохульство в самой сути оперы, которая отвергает Божество Сына Божия. Похоже на попытку оживить осужденную Церковью ересь арианства.
  • Богохульство в образе данном Христу (кроме того, что отвергается Его Божество)
  • Кощунственное наименование Бога-Творца, кощунство в самом театральном действии, где возможно играть роль Бога.
  • Кощунство в отношении св.Марии Магдалины, которая представлена в таком образе, что стыдно и говорить об этом.
  • Рок-опера является очередным звеном в информационной цепочке диавола, направленном на оправдании Иуды Искариота. Одна из главных целей этой рок-оперы является оправдание Иуды.

Мы считаем, что необходимо как можно скорее запретить эту рок-оперу на всей территории России, чтобы гнев Божий не обратился на наши города из-за терпеливого отношения к богохульству и кощунству.


примечания

1) новостное сообщение ПАИ от 30.04.2009
2) новостное сообщение портала "Православие.ру" от 01.03.2012
3) новостное сообщение портала TUT.BY от 13.02.2012
4) запись на официальном сайте Брестской Епархии от 21.02.2012
5) ответ из раздела "ответы священников на вопросы" сайта "Правмир"
6) из книги диакона Андрея Кураев "Ответы молодым"
7) запись в блоге диакона Андрея Кураева
8) ответ из раздела "вопросы настоятелю" сайта "Татьянин день"
9) ответ из раздела "вопросы священнику" информационно-аналитического портала Саратовской и Вольской епархии
10) из интервью пресс-секретаря Минского Епархиального управления протоиерея Сергия
11) передача на ТК «Союз» от 2009-09-10


Made on
Tilda