Патриарх Кирилл: война - это Божие наказание за богоотступничество

...У Церкви же есть право духовно прозревать исторические пути народа; у верующего человека есть право и возможность видеть руку Божию в своей жизни, в истории Отечества своего, и понимать, чтó есть Божие наказание. Если мы не потеряем такой взгляд на историю, нам многое станет ясно из прошлого и от многого нас может уберечь это в будущем.
Некоторые недоумевают: «Почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война? Почему так много народа погибло? Откуда то ни с чем не сравнимое страдание людей?» Но если мы и на эту военную катастрофу посмотрим тем взором, которым взирали на прошлое и настоящее наши благочестивые предки, то разве сможем удержаться от совершенно ясного свидетельства, что сие было наказание за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями, над верой. Разве могло быть пройдено с легкостью, без суда такое страшное явление в жизни народной, как уничтожение верующей части общества, уничтожение Церкви, обречение людей на страдания, мученичество и исповедничество? Но если бы вместо страшного наказания последовало материальное процветание и победа идеологии, то невольно каждый здравомыслящий верующий человек спросил бы: «А где же суд Божий, неужели только в вечности? Неужели Он не простирает Своей длани над историей?»

История нашего Отечества, как, может быть, никакая другая, учит тому, что суд Божий происходит не только в вечности — он происходит и в истории. И Господь, являя справедливость Свою, наказывает людей. Иногда наказания эти очень страшные. Примерами их наполнено Священное Писание Ветхого Завета. И наша история свидетельствует о том, что Бог поругаем не бывает.
Но наказание Божие — это не проявление некоего деспотизма и жестокости, о чем с удовольствием нередко рассуждают люди неверующие, подвергая сам факт бытия Божия сомнению. Наказание Божие — это явление правды Его, это явление Божественной справедливости, без которой не может быть бытия мира; это установление баланса, без которого всякая человеческая система будет обрушена. Наказание Божие есть всегда проявление в том числе любви Божией к людям во имя их исправления.

Сей день, как и многие другие праздники, связанные с историей России и Церкви нашей, помогает многое понять и многое прочувствовать и, устремляясь вперед, помнить, что Господь наказывает нас не только в личной нашей жизни. Наказанию подвергаются не только личности, но и человеческие сообщества, и так было начиная от Вселенского потопа до последней страшной мировой войны.

В руках каждого из нас — наша судьба и судьба Отечества. Вот почему мы должны хранить веру, иметь страх Божий, всегда помнить о любви Божественной, но также и о Божием наказании, о том, что правда Божия всегда будет явлена, какие бы ни предпринимались попытки вычеркнуть и исторгнуть эту правду из жизни человеческой. А если присутствует Божия правда, то есть и надежда на вечное торжество Божественной справедливости, на победу добра над злом.

Сегодня все мы как народ, устремляясь вперед по тому пути, который сегодня открывается перед Отечеством нашим, должны помнить уроки истории и, храня веру православную, жить по правде Божией, дабы карающая Божественная десница не прикасалась к нам, но чтобы десница любящего Отца поддерживала нас в нашей жизни..."

Слово за Божественной литургией в день праздника Владимирской иконы Божией Матери
Святейший Патриарх Кирилл
Made on
Tilda